НПРО «Урал» сокращает штат из-за долгов ВГОКа

НПРО «Урал» сокращает штат из-за долгов ВГОКа
НПРО «Урал» сокращает штат из-за долгов ВГОКа
Кризис на рынке черной металлургии ударил не только по отраслевым предприятиям Свердловской области, но по цепочке привел и к финансовым проблемам у крупнейших энергокомпаний.

Участники рынка стали накапливать внушительные долги за поставки электроэнергии, и одним из наиболее проблемных активов ресурсоснабжающие организации называют «Высокогорский ГОК», входящий в НПРО «Урал» Владислава Шацилло.

Примерно за год предприятие многократно нарастило кредиторскую задолженность перед «ЭнергосбыТ Плюс» и «Россетями Урал», доведя ее суммарно почти до миллиарда рублей. Учитывая объемы обязательств, поставщики ввели ограничение энергоснабжения, однако ВГОК, пользуясь статусом неотключаемого потребителя, продолжает забирать электроэнергию. Эксперты связывают обострение кризиса неплатежей с негативной конъюнктурой рынка, а именно «с падением цен на продукцию черной металлургии, высокой конкуренцией и ограничением рынков сбыта».

Тем не менее кредиторы настроены решительно, и если в ближайшее время комбинат не начнет гасить задолженность, в отношении предприятия может быть введена процедура наблюдения, что, вероятно, спровоцирует увольнение тысяч людей.

«Высокогорский ГОК» (Нижний Тагил) резко увеличил задолженность за электроэнергию. В пресс-службе свердловского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» (входит в ПАО «Т Плюс») «Правде УрФО» сообщили, что по состоянию на 20 мая 2025 года обязательства предприятия превысили 700 млн рублей, практически побив рекорд 2021-го.

«С января 2024 года долги выросли в несколько раз, на тот момент сумма кредиторки ВГОКа составляла 170 млн рублей. В августе по исполнительным листам удалось получить 98 млн – это было единственное отступление, но если посмотреть на платежи этого периода, то текущее потребление не оплачивалось ни в один из месяцев. Уже год ВГОК работает, своевременно не оплачивая электроэнергию», – отметил представитель энергосбытовой компании.

 tidttiqzqiqkddrm dzeiqhuidqkitxatf

Об аналогичных проблемах с расчетами заявили в ПАО «Россети Урал». По словам официального представителя компании, обязательства ВГОКа с начала 2025 года увеличились в 1,5 раза и достигли 308 млн рублей.

«Мы постоянно на связи с менеджментом предприятия и стараемся урегулировать разногласия в ходе переговорного процесса. Тем не менее если ситуация будет ухудшаться, мы будем вынуждены взыскать просрочку в судебном порядке», – резюмировали в «Россетях Урал».

Отметим, в качестве мер воздействия на должника в отношении ВГОКа было введено ограничение потребления до уровня аварийной брони – минимального объема для поддержания жизнеспособности оборудования. Однако, как выяснилось, несмотря на введенный режим, комбинат продолжил потреблять ресурс в полном объеме. Об этом стало известно в ходе судебного заседания по иску Ростехнадзора. За нарушение условий ограничения потребления надзорный орган наложил на должника штраф по ч.1 ст.9.22 КоАП РФ, правда, всего на 50 тыс. рулей.

Читайте ещё:«Аурус» остановили в Москве с фальшивыми документами и мигалками

Напомним, комбинат традиционно является проблемным потребителем электроэнергии, регулярно задерживая платежи в пользу поставщиков с 2016 года. Ситуация обострилась в 2018 году, тогда в отношении предприятия был подан иск о банкротстве со стороны «ЭнергосбыТ Плюс», к которому присоединились и другие кредиторы. Суд возбудил дело, однако процедуру наблюдения так и не ввел, так как требования заявившихся кредиторов периодически погашаются, но претензии постоянно уточняются, а в деле появляются новые участники.

С тех пор свердловский актив НПРО «Урал» живет на грани реального банкротства, лавируя между требованиями кредиторов. Так, например, в 2019-2021 годах ВГОК нарастил долг перед основным кредитором до 724 млн рублей, затем снизив его до 170 млн рублей в 2022. Новый цикл после непродолжительного срока спокойной работы начался уже в 2024 году.

Отраслевые эксперты связывают нестабильность работы нижнетагильского комбината с внутренними, техническими проблемами весьма старого предприятия и негативной конъюнктурой рынка, на фоне которой черная металлургия испытывает тяжелый кризис. Промышленный эксперт Леонид Хазанов называет сразу несколько причин.

«На рынке существенный спад, вызванный высокой ключевой ставкой и связанным с этим спадом проблемы в строительной отрасли, которая потребляет значительную долю металла. Одновременно упал и экспорт железорудного концентрата. Европейский рынок сейчас закрыт и потребляет только российские слябы. Наши предприятия пытаются наладить поставки в Китай, но это очень высококонкурентный рынок, они сами производят около миллиарда тонн в год. К прочему, с Китаем приходится конкурировать и на других азиатских рынках, например, в Индии. Латинская Америка слишком далеко, Африка не так платежеспособна, а Ближний Восток имеет собственных поставщиков. Поэтому варианты сбыта в том числе у ВГОКа ограничены. Все это ведет к кассовым разрывам и по цепочке влияет на расчеты с энергетиками», – резюмировал Леонид Хазанов.

Мария Соколовская

Распечатать